...«КАЛАШНИКОВ. ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ» 01/2001
 
.....Тифлисские университеты

Игорь Суханов

«В серебряных ножнах блистает мой кинжал,
Геурка старого изделье,
Булат его хранит таинственный закал,
Для нас давно утраченное зелье.»
М. Ю. Лермонтов

У истоков мастерства златоустовских оружейников

Среди многообразия фондов Центрального военно-морского музея почётное место занимает коллекция холодного оружия златоустовских мастеров. В ней самые ранние предметы датированы 1818 г., а поздние – 1998 г. Подавляющую часть этой коллекции составляют старинные образцы художественного оружия. Златоустовские мастера заимствовали темы для декорирования оружия из сюжетов древнегреческой мифологии и окружающей действительности. Опыт использования технологических приёмов украшения оружия в Златоусте появился не сразу. Он собирался по крупицам, впитывая мастерство приехавших на Златоустовскую оружейную фабрику специалистов олонецкого и тульского оружейных заводов, немецких мастеров из Золингена и Клингельталя и знакомства с образцами оружия стран Востока. В числе трёхсот единиц златоустовского оружия, в музее хранится редкий по красоте образец казачьей шашки, рукоять которой изготовлена в совершенно нетрадиционном для златоустовских мастеров стиле. Появление этой шашки имеет свою предысторию...

Слухи о высоком качестве холодного оружия, изготавливаемом тифлисскими мастерами, заинтересовали российского министра финансов Егора Францевича Канкрина. По его просьбе управляющий Кавказским краем генерал-фельдмаршал И. Ф. Паскевич заказал мастеру Геурку Элиазарову (в разных источниках Элиазарошвили, Элиаров и др.) изготовить несколько булатных клинков.

31 мая 1830 года заказанное оружие доставили в Петербург. В числе привезённых образцов были: «...сабля настоящего булата, клинок шпаги видом булата, шашка стальная по середине в струях и кинжал другого сорта булата. На каждом образце была надпись, нанесённая золочёными буквами «Е. И. В. оружейник Геуркъ».

Оружие было доставлено императору Николаю I и произвело на него настолько благоприятное впечатление, что мастеру Г. Элиазарову было выплачено из Государственного казначейства 160 червонцев. Последовавшим предписанием департамента Горных и Соляных дел указывалось: «...поместить оное оружие в музей Горного кадетского корпуса, записав на приход с ценою сабли и кинжала по 30 червонцев, а шашку и шпагу по 50 червонцев».

Надписи, встречающиеся на изделиях работы Геурка
Тифлис. Лезгин-оружейник
Рукоять офицерской казачьей шашки. Шашка изготовлена Карлом Вольферцем и Василием Южаковым в 1833 году. Клинок выполнен из дамасской стали

В результате длительных переговоров Геурк согласился взять к себе на обучение нескольких златоустовских мастеров, но с условием, что ему будут доставлены лучшие образцы сталей булатного оружия. За готовность поделиться своим опытом в изготовлении булатного оружия Геурк Элиазаров был награждён императором медалью.

22 сентября 1830 года комиссионер Лапин, с образцами бадаевской, гриболевской сталей и металлоломом из чугуна и железа, выехал из Петербурга в Тифлис. Туда же для ознакомления с методом Элиазарова был направлен и петербургский оружейный мастер Андрей Кунц, имевший опыт работы с дамасскими сталями. При изготовлении пяти контрольных сабель А. Кунц использовал литую бадаевскую сталь и сталь сваренную «по способу Элиазарова» с добавкой фрагментов чугуна. Помимо сабель, в департамент Горных и соляных дел поступила информация от А. Кунца о том, что вероятнее всего, Геурк Элиазаров не обладает секретом производства литого булата и в своих клинках использует «складочный» (сварной) булат. Вскоре в Горный департамент был доставлен рапорт (№62 от 06.11.1830 года) от грузинского гражданского губернатора на имя министра финансов – «О способах приготовления в Тифлисе и в Закавказском крае булата».

Взвесив все «за» и «против» в горном департаменте решили послать в Тифлис к Геурку Элиазарову златоустовских мастеров.

В феврале 1831 года директор Златоустовской оружейной фабрики доложил в департамент (№520 от 28.02.1831 года) об отправке в Тифлис мастеров Василия Южакова, Карла Вольферца и двух рабочих Дятлова и Ивановского.

В Тифлисе златоустовские мастера работали «по способу Элиазарова». Для изготовления клинков, как правило, использовалось следующее соотношение компонентов: семь фунтов стали («турецкой» или «пузырчатой» боткинского или гороблагодатского заводов); девять фунтов железа или 18 фунтов старых железных подков; и три фунта чугуна. В изготовлении холодного оружия иногда принимал участие и сын Геурка Кахраман.

В марте 1832 года генерал от инфантерии барон фон Розен (Главнокомандующий в Грузии) выслал из Тифлиса министру финансов первую партию оружия – 11 булатных сабельных клинков без украшения, изготовленных златоустовскими мастерами. Вместе с ними был прислан клинок с золотой насечкой, изготовленный самим Геурком, и предназначавшийся для преподнесения государю императору. Распоряжением Николая I в подарок Г. Элиазарову была выдана тысяча рублей, а В. Южакову и К. Вольферцу по 500 рублей.

В России технология изготовления клинков «по способу Элиазарова» была известна как «азиатская». Хотя она и не получила широкого распространения, однако использовалась многими отечественными и зарубежными кузнецами. После возвращения из Тифлиса в Златоуст в сентябре 1833 года, В. Южаков и К. Вольферц изготовили этим способом 11 шашек и 20 сабельных клинков, среди которых была и шашка, хранящаяся сегодня в фондах Военно-морского музея. Изготовленная К. Вольферцем в 1833 году, она совершенно не соответствует стилю златоустовских мастеров.

Рукоять шашки украшена В. Южаковым и К. Вольферцем в кавказской манере. Клинок длиной 99 см изготовлен из дамасской стали и обладает малой кривизной. На каждой голомени выполнены два дола: шириной 2 см и 0,3 см. Обух клинка постоянной ширины. На широких долах слабым травлением выявлена структура булата – кольчатый узор рядного типа с отдельными участками «муара». На пяте правой голомени нанесено клеймо – «K. Wolferz».

Рукоять кавказского типа украшена сложным орнаментом в стиле кубачинских мастеров, выполненным гравировкой и чеканкой. Головка рукояти рассечена и обе половинки разведены друг от друга. Скос у пяты рукояти украшен пальметтами. Остальная поверхность рукояти разделена двумя полированными поясками на три части. Центральная украшена асимметричным орнаментом, состоящим из сложно переплетённых ветвей, листвы и акантовых завитков («Мархарай»). Декор верхней и нижней частей рукояти правой и левой сторон различен. Правая сторона украшена лавровыми ветвями, левая – дубовыми. Общий фон украшения рукояти выполнен техникой «песочника», контурное обрамление выполнено из крупного «брусника». Деревянные ножны обтянуты коричневой кожей. Верхняя часть гайки прибора ножен (стальная с проушиной для крепления к портупее) украшена лавровой и дубовой ветвями. Устье ножен обтянуто парчовой полоской и украшено фестонами. Средняя часть ножен драпирована парчовой тесьмой.

Таким образом, златоустовская копилка художественного мастерства пополнилась тифлисской манерой украшения клинков.


 
...«КАЛАШНИКОВ. ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ» 01/2001